Автор

 

 

Издавна почитались на воронежской земле фигурные пряники. Они являлись излюбленным лакомством многих людей. Но особую радость подобные изделия доставляли детям. Для них пряники были, прежде всего, забавными игрушками, помогавшими в специфической форме получить представления об окружающем мире. В руки детишек они попадали чаще всего с шумных ярмарок и многолюдных базаров, из торговых лавок, от коробейников. В праздничные дни пряники можно было приобрести у торговцев рядом с церковью.
Обращаясь к прянику, народная педагогика незаметно формировала у ребят интерес к окружающему миру, развивала чувство радости при постижении неизведанного, прививала уважительное отношение к другим людям. Дети по-разному относились к пряникам в различных ситуациях. Они радовались пряникам, подаренным на Рождество или во время "колядок", любовались красивыми изделиями, поставленными на божницу, восторгались творениями, хранившимся в сундуках в память о каком-либо событии. Внимательно следили ребята, как жених одаривал пряником невесту, чтобы их будущее потомство было жизнерадостным, здоровым и богатым. С волнением деревенские мальчики и девочки наблюдали, как к прилету жаворонков, предвестников весны, хозяйки пекли специальные пряники. В Нижнедевицком районе Воронежской области до конца 50-х годов нашего столетия дети могли наблюдать сохранившийся обычай запекать серебряную монету в один из пряников-"жаворонков" - кому она достанется, тот и должен пропахать первую борозду или засеять первую полосу. Существовало поверье, что в таком случае урожай будет богатым. Это поверье сохранилось даже тогда, когда индивидуальные хозяйства сменились колхозами. С глубоким уважением ребята относились к пряникам-"солдохристи". Их пекли в каждом доме для поминовения погибших солдат. Пряниками поминали также и умерших родителей, подчеркивая их заботу о своих чадах. Как и взрослые, ребята верили, что пряники, положенные на могилы рано умерших детей, помогут им обрести радость в загробной жизни.
Пряники изготавливались двух видов: печатные и вырезные. Печатные не получили широкого распространения на воронежской земле. А вот вырезные (так называли силуэтные пряники) достигли высокого совершенства. Они бытовали во многих местах, Но высокими художественными достоинствами отличались новохоперские, бутурлиновские, борисоглебские, аннинские, белогорьевские, ольховатские, павловские и рогачевские изделия.Удивительные по красоте вырезные пряники создавала в Новохоперске вплоть до тридцатых годов нынешнего столетия Мария Федоровна Пивоварова.Среди местных жителей о ней ходили предания как о непревзойденном интерпретаторе образов окружающего мира.
Мастерица могла великолепно перерабатывать в обобщенные формы декора пряников различные варианты крестьянской одежды, конской упряжи и т.п. Ее изделия привлекали покупателей поразительной способностью автора свободно воссоздавать все увиденное в жизни. Именно поэтому творения новохоперской мастерицы называли "живыми" пряниками. В качестве красителей она применяла шафран, кашениль, цветные соки растений. Когда изделия Пивоваровой попадали в детские руки, они долгое время оставались несъеденными: пряники доставляли радость ребенку, пополняли его представления об окружающем мире.
В Рогачевке пекли пряники-"пальчики". Их окрашивали в малиновый или золотой цвет и украшали полосками, имитируя распаханное поле.
Бутурлиновские вырезные пряники выпекаются до настоящего времени в нескольких семьях горожан. Не так давно перед Новым годом и Рождеством взрослых и детей радовали своими изделиями М.Н. Краснокутская, И.В. Краснокутский, Е.М. Дроздова, М.И. Боенкова, Е.И Макаренкова, Е.Н. Коновалова, П.Т. Верзунов и многие другие жители города. Они воссоздают традиционные образы солдат, барынь, звезд, двуглавых орлов, всадников, коней, солнца, петухов
Приготовление бутурлиновских пряников начинается с разведения ярко-малинового пищевого красителя в теплой кипяченой воде. В полученный цветной раствор добавляют 0,5 литра воды, 5 стаканов сахару и одну стопку (100 мл) аммония. Полученную смесь выдерживают половину суток. Затем в нее добавляют муку. Перемешивая, получают тесто, по густоте такое же, как для блинов. Тесто подходит половину суток. Обычно его стараются готовить на ночь к утру. Утром добавляют муку и замешивают крутое тесто, как для лапши.
Тесто лежит на столе примерно четверть часа, приобретая за это время эластичность. Затем его раскраивают на несколько частей.Для этого от общей большой лепешки отрезают кусок и раскатывают до толщины пальца. Из получившегося пласта вырезают фигурки барышень, коней, звезд, елочек, петухов, и т. д. Формы для вырезания пряников изготовляют из кровельной жести.
Вырезанные пряничные фигурки смачивают водой птичьими перьями. Это позволяет придать прянику мягкость. Без смачивания изделие превращается в сухарь.
Пекут пряники на противне в заранее нагретой духовке. Противень предварительно смазывают слоем растительного (обычно подсолнечного) масла. Выпечка длится примерено 15 минут
Пряники расписывают сразу же после выпечки. Рельефная роспись в виде завитков, каннелюр, точек, выполняется чаще всего крахмалом, разведенным сырой водой. Густота крахмальной массы напоминает кисель. Отдельные мастера добавляют в крахмал пищевой или растительный краситель зеленого или желтого цвета.
Для нанесения на пряник узора мастера используют трубку. Закрыв один конец пальцем, они наполняют ее раствором, затем, убирая палец, дают возможность крахмальной массе вытекать на поверхность пряника. Роспись выполняют быстро и только по горячему прянику. На остывшем прянике крахмал не затвердевает и узор расплывается.
В 70-х годах нынешнего столетия по инициативе воронежского художника П.Д. Пономарева предпринята попытка возродить пряничное искусство на промышленной основе. Сувенирные воронежские пряники выпекались в кондитерском цехе городского винного завода и хлебозавода № 6. На этих предприятиях печатные пряники изготовлялись ручным способом с применением деревянных форм, выполненных художником Л.Ф. Кибальником по эскизам П.Д. Пономарева.

 

 

 

 

 



Hosted by uCoz