Автор

 

 

История художественного ткачества как и других видов народного искусства и художественных ремесел Воронежской области до сих пор мало изучена. В Древней Руси обыкновенное и художественное ткачество было известно издавна. Древние русские ткани XI-XIII вв. археологи находили в разных областях. Ручной ткацкий станок с вертикальным расположением основы появился примерно за 5-6 тыс. лет до н. э. Его изобретение было одним из важнейших достижений человека на первой ступени его развития Со временем конструкция станка усовершенствуется, возникает множество вариантов, в том числе и горизонтальный станок, который у русского и многих других народов дожил до сегодняшнего дня. На окраине Воронежа недалеко от Лысой горы археологами были обнаружены и извлечены из раскопок таши - грузила из обожженной глины для рыболовных снастей, пряслица для веретен, что красноречиво говорит о развитости в то время прядильного, ткацкого и сетевязального ремесел у наших далеких предков.

Хмель

Женщины обеспечивали свои семьи одеждой из тканей ручной домашней выделки. Нити для изготовления - тканей изначально, добывались большей частью из луба - стеблей дикого хмеля, росшего на полянах лесов, в большом изобилии. Его молодые побеги ранней весной употреблялись в пищу. Из богатых лубом стеблей хмеля при обработке получали длинное и крепкое волокно, из которого пряли нити и ткали полотно - холстину.Соплодия хмеля - шишки использовали для изготовления зеленоватой краски для крашения холстины.
Для изготовления теплых предметов на холодное и прохладное время таких, как чулки, носки, онучи, варежки, шарфы, башлыки и реже, в основном для пожилых людей, чуни, употреблялась пряжа из овечьей шерсти, а для женских платков и шалей - козий пух. Надо полагать, что рост численности населения края, дальнейшее хозяйственное его освоение повлекли за собой истощение ресурсов хмеля как сырья для добычи волокна.

Крапива двудомная

Возделывание хмеля как посевной культуры к желаемому успеху не привело. Тогда недостаток хмеля стали возмещать двудомной крапивой в качестве сырья для ткачества. Благо крапивы тогда было очень много. Лубяные волокна ее стебля были достаточно длинны, прочны и давали превосходные нити, которые использовались для выделки как грубых, так и тонких тканей, изготовления прочных рыболовных снастей, веревок, канатов и многих других предметов домашнего обихода, включая даже кружева, вязанные костяным крючком. Из крапивы так же добывали безвредную растительную краску зеленого цвета для подкрашивания пряничного теста и окраски полотна. Среди жителей нашего края ходила упорная молва о том, что одежда из крапивной ткани обладает лечебными свойствами.
Следует заметить, что в Воронежском крае еще в 1927 -1928 гг. можно было встретить мешки, чувалы и кули из грубой, но прочной крапивной ткани. Они так и назывались: крапивные. Сегодня крапивное полотно вырабатывается только в Югославии. Из него ткут шевиот, который высоко ценится на международном рынке. Возделывание волокнистых растений, в частности конопли и незначительного количества льна, на воронежской земле распространилось повсеместно.
Более 1100 лет назад крестьяне нашего края почти повсеместно одевались в сделанные собственными руками в домашних условиях конопляные и отчасти льняные ткани. Женщины в ту пору по древнему обычаю своих предков были обязаны прясть, ткать, обшивать и снабжать одеждой всех членов своих многочисленных семей, а иногда и осиротевших ближних родственников. А семьи действительно были многодетными (в среднем 9 детей). При таких условиях жизни конопли нужно было много. Она выращивалась на огородах каждой семьей. Конопля делилась на две особи: мужскую - посконь и женскую - матерку.
Высота конопли в Воронежском крае достигала от 0,5 до 4 м, а толщина стебля от 3 до 30 мм. Мужская особь - посконь - исключительно вся шла на изготовление тонкой ровной ткани, из которой, как правило, изготовлялась праздничная одежда, полотенца для божниц и подзоры, занавески, праздничные скатерти, тонкие кружева, пеленки и т. п. Более грубое волокно матерки шло на изготовление тканей для мешков, чувалов, кулей, веретья (для просеивания и сушки зерна после обмолота), хребтуков, фартуков, сумок, попон для ездовых лошадей, сумок для кормления лошадей овсом и т. п. Из крепких нитей матерки ткали парусину, "недотки" для рыбной ловли, плели бредни, невода, сети, вентеря. Из ее волокна вили веревки, канаты, вожжи, гужи, путы для скота, постромки, "обрывки" для - привязи телят на выпасе. Образующиеся после прядева волокна поскони и матерки очесы (пакля) также шли в употребление.

Лён

Конопля

Из пакли ткали дорожки (подстилки), плели домашнюю обувь - чуни. Из листьев конопли добывали зеленую растительную краску, которой с добавкой кваса (мучного или из сыворотки) и протравы из окиси меди или окиси железа (ржавчины) окрашивали портяные и шерстяные ткани в ярко-зеленый цвет. Эту же краску применяли в набойном деле. Посконь, как только опылит (оплодотворит) матерку, тут же начинает желтеть, и женщины сразу в 1-2 дня "выбирают" ее (выдергивают) вручную. Сначала по одной былинке собирают в пучки, которые выносят с участка на край конопляного поля, где "пучки" связываются в "шипы" (снопы по несколько "горстей"), которые ставят тут же в "козлы" и, после того как они хорошо подсохнут, связывают в небольшие "плоты", в таком виде в течение месяца замачивают в ближайших водоемах.
Как только конопля "вымокла" (луб отделится от костры), ее вытаскивают на берег, тщательно выполаскивают в чистой воде и так же тщательно высушивают.Матерка, после того как будет выдергана посконь, еще продолжает стоять до тех пор, пока не созреет семя. Как только созреет семя, ее так же как и посконь, выдергивают с корнем, связывают в "шипы", сушат, затем деревянными собственной работы цепами обмолачивают семя, мочат в водоемах и, просушив, мнут на мялках точно так же, как посконь.
Для отделения волокна от "кострики" "шипы" поскони и матерки мяли на мялках, потом, выбивая "кострику", трепали о специально удлиненный столб на "мялке". В результате этой операции из одного "шипа" получалась одна "горсть" длинного крепкого волокна. Из трех горстей составляли один пук волокна - "емку". В более раннее время каждая "емка" терлась на деревянном полу или дощатом настиле во дворе босыми ногами. Позднее для этой цели было придумано простое приспособление - деревянная "терка". На ней, вращая рукой вокруг оси, терли волокно поскони и матерки до тех пор, пока оно становилось мягким, податливым, пластичным, словом, пригодным для прядева. Затем из "емок" при помощи большого деревянного гребня и чесальной гребенки заготавливают впрок ("мыкают") "намыки" - разновидности куделей.
Для удобства "намыки" складывают в плетенные из тонкой лозы кошелки, а зимой, снова распластав их на гребне пальцами, выпрядали из них нити. Чтобы кожа пальцев не высыхала и не стиралась от долгого трения о нить, пальцы часто смачивали слюной. Часть выпряденных и смотанных с "вьюшек" на клубки нитей шла на "красна" - основу, другая часть - на уток. С клубков нити сновались на "красна" на специальном деревянном приспособлении "сновалках", с которых "красна" - основа, в зависимости от структуры будущей ткани, разделялась тонкой веревочкой на "цины", после чего крупными ("большими") колышками (петлями) снималась со "сновалок" и в мокром виде 2 - 3 дня толклась в деревянной ступе толкачами. От длительного толчения нити основы становились мягкими и пластичными. Чем тоньше, ровнее и мягче нити основы и утка, тем тоньше, плотнее, глаже и прочнее получалась ткань. После толчения основу собирали (сплетали) в мелкие, очень тугие "колышки" (петли) и "снаряжали" на станке. С помощью тонкого и длинного ножа нити основы просовывались сквозь узкие щели самодельного деревянного берда, а затем для образования в будущем "зева" пальцами продевались в сдвоенные нитяные петли ремиза и концами закреплялись на "пришве". Итак, снаряжение стана закончено. Теперь можно садиться на сидельную доску стана и начинать ткать. Но нет! Пока мужчины не насучили пряжу утка на деревянные цевки, а женщины не совершили положенный в этих случаях ритуал, - приступать к тканью нельзя.

Самопрялка

В глубокую старину тканье начиналось ранним утром перед восходом солнца с ритуала. Мастерица-ткачиха в полном уединении становилась перед красным (святым) углом на колени и ласково, убедительно просила мать Богородицу, а ранее, до православной веры, богиню Мокош - первородную славянскую музу, покровительницу славянок - помочь ей благополучно завершить очень необходимую для ее семьи работу.
Пряли и ткали женщины только в свободное от работ в поле и по дому время. В таких трудных условиях расторопная крестьянка-ткачиха могла в среднем соткать в день простого и гладкого, без узорной выработки холста от 11 до 15 аршин, с узорной выработкой или цветной выкладкой средней и большой насыщенностью узора - намного меньше. По рассказам старожилов, например, в Павловске, Острогожске, Боброве, Борисоглебске и других местах, две женщины могли выткать густо насыщенный узором платок размером 1,10x1,10 метра за 5 - 7 дней в свободное от домашних и полевых работ время.

Ткацкий станок

Вытканные в основном за зимний сезон холсты с наступлением теплой весны "белили" (отбеливали). Для этой цели их сначала пропаривали в домашнем щелоке из древесной и подсолнечной былки золы, затем в солнечную погоду расстилали на траве. Этот прием проделывался в день до 5 -6 раз в течение недели. Потом холсты мочили в речной, дождевой и реже колодезной воде и расстилали на траве мокрого луга или болота. Под горячими лучами солнца примерно через месяц суровость холстов исчезала, и они становились абсолютно белыми и мягкими.
Холст из конопли вырабатывался разных сортов и почти весь употреблялся на семейные нужды. Однако, хотя и не в больших количествах и не всеми женщинами, холст делался и на продажу. Он так и назывался - "продажка". Покупали его в основном городские скупщики и менялы. В городе холстина шла на упаковку товаров и приготовление меш
ков, сумок, чувалов и кулей.
Особенно хорошая холстина и шерстяные ткани в нашей губернии вырабатывались в селах, расположенных по р. Елани. Ведущее место по выработке домашнего сукна и шерстяных тканей, прежде всего "паневины" и "сарафанины", занимал Новохоперский уезд. В нем изготавливалось на продажу свыше 550 000 аршин белой онучной ткани. Наиболее высоким качеством отличались шерстяные ткани и сукна домашней выработки в селах Елань-Колено, Синявке, Ярках и Вязовке. По дошедшим сведениям, их ткани в конце 1890-1900 гг, продавались примерно вдвое дороже, чем из других сел.
на главную   далее>

 

 

 

 



Hosted by uCoz