Автор

 

 



Начинать изучение или хотя бы короткое знакомство с русским онаментальным искусством лучше всего с деревни, где еще сохранились подлинные образцы орнаментального искусства или его элементы. Дело тут еще и в том, что без знания, хотя бы поверхностного, русской и славянской мифологии и символики времен язычества трудно, а порой и невозможно разобраться в русском народном орнаментальном творчестве.

Слово "орнамент" нерусское. Происходит оно от латинского слова "орнаментум", что означает "украшение", то есть улучшение художественного и эстетического качества чего-либо путем нанесения на него орнамента. Иноземное "орнамент" по-русски наывается "узор". Слово же "узор" происходит от древнерусского слова "узорочье", что означает "украшение", "драгоценности".
Элементы, которые составляли русские узоры, в том числе и воронежские, имеют древнейшее происхождение и непосредственно вязаны с почитанием культа языческого божества нашими предками-первославянами. Боги-покровители, олицетворявшие силы добра, должны былиоберегать честных, добрых людей от действия злых сил. Но добро само по себе всегда оказывалось неустойчивым, нередко уступало злу, становилось слабым. Поэтому оно нуждалось в поддержке людей, как сами люди в милости богов. Для этого должен был существовать язык общения с богами. В качестве такого языка появились знаки-обереги, которые стали символическими изображениями как богов, покровителей и оберегателей славян, так и других существ и предметов, относящихся к силам добра. Эти условные знаки, вышитые или нарисованные, должны были всегда напоминать богам и другим силам добра, чтобы они вовремя отводили в сторону руку зла, когда оно захотело бы причинить человеку какую-либо беду или смертельное горе. Силы зла всевозможными магическими заклинаниями могли отнять у человека самое главное, без чего он был бы "не жилец на белом свете".
Самым главным наши далекие предки считали голову, руки, сердце и ноги. Их нужно было защищать от беды в первую очередь, и, следовательно, символические знаки-обереги располагались ближе к ним. Шею опоясывал жерелок - воротник рубахи. Вот на нем-то и разместили оберегающие знаки. Получился воображаемый забор вокруг шеи, через который злу не добраться до головы, теперь голова надежно защищена. Вслед за головой подумали и о сердце. Слева от жерелка сверху вниз к сердцу косой узкой дорожкой спускается пазуха рубахи - планка. По ней также вышивали знаки. Божество, видя свой знак на планке, должно было защищать сердце. Чтобы человек мог жить на земле положенное ему время, он должен трудиться, добывая себе пропитание, а это делали руки.
Поэтому они, как голова и сердце, были защищены знаками-оберегами, размещенными на узких полосках по концам рукавов рубахи. И, наконец, ноги. Они передвигали тело человеческое по земле, помогали ему преодолевать земное пространство. Их тоже должны были охранять боги, видя знаки, расположенные на широкой полосе подола рубахи. Таким образом, женская и особенно мужская рубахи сами превратились в главный и ценный оберег.
Не все знаки-обереги дошли до нас. Многие безвозвратно утрачены, растеряны на огромном, трудном и сложном историческом пути русского народа. Однако и по тому, что дошло до нас, можно получить достаточно полное представление об изначальных орнаментальных формах, о соединении разрозненных единичных знаков в цельные художественные произведения орнаментального искусства.
Русский народ вынес и сохранил довольно много древних знаков-символов, знаков-оберегов. Значительная часть из них давным-давно поселилась на воронежской земле и не только живет на ней, но и получила свое дальнейшее развитие. Самым устойчивым и повсеместно распространенным оказался знак пресветлого, лучезарного солнца - геометрический ромб, который у древних славян и во многих местах России считался кругом. Крючки и палочки, выпускаемые по сторонам ромба, условно понимались как лучи солнца. В процессе эволюции ромба на воронежской земле возникали множественные его варианты. В результате варьирования его многими поколениями он заметно изменился и получил местное название - репей. Термин "репей" произошел из-за условного сходства этого элемента орнамента с репьем лопуха. Этот знак-оберег превратился во множественный символ. Он помимо древнейшего обозначения бога Ярилы стал символизировать жилище молодой семьи, а точнее, первый венец деревянного сруба вновь строящегося дома. Источник воды - деревянный "иструб", то есть сруб колодца, также стал носить символ Ярилы, изображался теперь ромбом-репьем. Репей одновременно долгое время служил символом плодородия, огня и жизни. Ромбы-репьи и репьевые знаки были распространены у всех славянских народов и даже иногда встречались и осваивались соседними с ними народами неславянского происхождения. В ряде мест эти символы бытуют и теперь, но в Воронежской области они сохранились и используются больше, чем где-либо. Символ солнца изображался не только ромбом-репьем, но и кругом, сохранившимся и бытующим в нашей области и сегодня, а также квадратом, крестом.
В Воронежской области изображение Ярилы геометрическим кругом встречается очень часто. Медные и бронзовые блестки, каменные, перламутровые и другие пуговки, бусины, жемчужины, "котелки" (круги) из бисера, нашейные "лопухи" из цветных лент, круговые мониста из бисера, мелкие круглые лопушки на детских шапочках и многие другие элементы декора символизируют Солнце.
Вторым по распространенности элементом воронежского узора можно считать крест. Техника вышивания крестом не только сохранилась с давних времен, но и успешно применяется сегодня. Кое-кто относит крест к культу христианской религии, но это происходит отчасти по невежеству, а отчасти по незнанию истории его возникновения. Мотив креста ничего общего с христианской эмблемой распятия Иисуса Христа не имеет. Этот знак относится к европейским, а также восточным дохристианским символам.
У языческих народов крестом изображали человеческую фигуру с вытянутыми в стороны руками, сам же знак креста был символом человека и притом мужчины, находящегося среди божества. Славяне-язычники умерших князей и жрецов сжигали на больших насыпных курганах. Сам ритуал погребения и курган-могила символически обозначались крестом, но не простым, который символизировал человека, а "горящим". Это был все тот же крест, но с линейными отводами ото всех его концов. "Горящий крест" означал и усопшего человека, и могилу. Такой знак встречался часто в нашей области в народных вышивках, например, на поликах рукавов женских рубах в Коротояке и других селениях. Фашисты, изменив направление отвода - против солнца, взяли его себе на вооружение в качестве политической эмблемы, руководствуясь человеконенавистнической идеей: уничтожить славянский народ, сжечь в печах концлагерей, в огне войны.

Сдвоенный крест, который теперь вышивальщицы называют "болгарским", обозначал семью, а точнее, жену и мужа.
Геометрический треугольник означал целинную землю, а у воронежцев позднее - оборонительные сооружения из кольев-столбов с заостренными пиками концами. Квадрат, пересеченный линиями крест-накрест с точками посередине, означает поле, которое хлебопашец засеял семенами.

Счастливое число семь и семидневная неделя изображались семиконечной звездочкой. Восьмиконечная звезда символизировала большую семью. Строилась она в виде креста из двух удлиненных широких прямоугольных плашек. Со всех концов плашек делалась треугольная выемка. Таким образом, получалась.правильная восьмиконечная звезда. Эта деталь в малороссийском художественном ткачестве называлась ружа или рожа, то есть роза. В Воронежской губернии восьмиконечная звезда называлась и сейчас у мастериц ткачества называется кругом ;или тоже рожей, но в значении цветка мальвы, которую часто можно встретить в палисадниках. В селах Битюге, Матренке, Самовце, Ячейке Эртильского района и в других местах женщины и поныне ткут домашние ковры, используя в композициях семи- и восьмиконечные звезды.
Деталь геометрического орнамента в форме колеса с шестью спицами у древних славян, по мнению академика Б. А. Рыбакова, являлась громовым знаком. Такой же знак воронежские вышивальщицы вставляют в свои узоры и сегодня. Спираль, часто встречающаяся у нас в резьбе и вышивках, - это солярный (солнечный) знак, но символизирует она "земляную", то есть змею, олицетворяющую мудрость.
В экспозиции Вологодского областного музея краеведения есть Древнерусские подвески XI - XII веков с изображением знака "клещи", который в воронежских селах Пузеве, Клеповке, Гвазде и других вышивался по домотканому сукну вплоть до 1930 года. На украшениях с шумящими подвесками X-XII веков из того же музея мы видим "снопики", которые встречаются на покромках в сохранившейся крестьянской одежде Репьевского, Острогожского, Нижнедевицкого и других районов. Серебряные с чернью колты XII - XIII века из Териховского клада, хранящиеся в Государственном историческом музее, украшены бисерным орнаментом, мотив которого можно встретить почти на всей территории нашей области.
Распространенный межрепейный знак под местным названием "столбушка" есть результат дальнейшего развития креста. Он символизировал человека, стоящего рядом с солнцем. Столбушка на воронежской земле приобрела еще одно значение - мужчины Мужчина в семье - хозяин, глава - считался опорой всей семьи, он все равно что столб, на котором держалась, как крыша дома, вся жизнь семьи.
Круг с небольшим крестом посередине символизировал неразрывный, замкнутый и нерушимый союз бога Ярилы с человеком, а двойной круг, более малый и большой, обозначал, что добро не всегда стопроцентно остается добром, в нем содержится и частица зла - малый круг посередине большого. Верили в то, что добра на земле все же, больше, чем зла, и эта вера отражалась и закреплялась в сознании человека большим кругом - солярным знаком. Знаки, бытующие в воронежских узорах в форме точки, символизировали зерно, в виде римской цифры пять - растения, спираль, о которой говорилось выше, - это древнейшие символы, которые употреблялись еще в V тысячелетии до нашей эры, в эпоху неолита. Перечислить все знаки, которые вошли в основу композиционного построения и содержания воронежских орнаментальных форм, из-за большого их количества не представляется возможным. Многие детали узоров, такие, как, например, веревка, обметка, плетка, строчка - плетенек, лапки, арефитки, гребешки, вилюжки, знак луны - серпик, сигушка, отшивка, изображающая условный знак женщины с воздетыми руками к богу солнца, и многие-многие другие элементы узоров с разными названиями, родились уже на воронежской земле и, конечно, нуждаются в тщательном их исследовании. Пока же подчас молодежь скорее знает западное или какое угодно иное искусство, только не искусство своих предков. А это, понимаем мы или нет, есть не что иное как отчуждение молодых поколений от своей собственной отечественной культуры, один из способов заставить русского человека не уважать самого себя. Знаки-обереги, хотя и располагались на твердо определенных местах рубахи - жерелке, пазухе, рукаве и подоле, поначалу соединялись друг с другом хаотически, словом, не представляли еще никакой художественной орнаментальной системы.
Лишь в течение длительного времени разрозненные символические знаки-обереги, понятные в то время народу, объединились друг с другом в сложнейшие сочетания, которые и образовали изящные орнаментальные композиции. Русская земля, согретая теплом языческого Ярилы и овеянная резвыми шаловливыми ветрами - внуками старого Стрибога, рождала художников в народе так же естественно, как цветы и травы на своих просторах.
Вот почему в Воронежском крае, малой части России, не найдется уголка, где бы художественный гений народа не проявил себя так или иначе.
Многовековой исторический опыт русского народа, традиции, передаваемые из поколения в поколение, постепенно подготавливали почву для создания определенного жизненного уклада, который лег в основу принципа подчинения разрозненных знаков-оберегов единой стройной орнаментальной системе. В ней нашло яркое выражение жизнерадостное мироощущение русского народа.
Выработанная народом художественная орнаментальная система ни в коем случае не служит простой суммой знаков. Наоборот, получилась конкретная орнаментальная форма, точнее, система неписаных правил практического использования в жизненном обиходе накопленных многими поколениями магических культовых знаков. По этим правилам знаки превращались в орнаментальное национальное искусство, органически связанное с утилитарными функциями предметного мира и, в частности, народной одежды. Древнерусский орнамент - часть живой истории русского народа, вобравший в себя столетия, от язычников до сегодняшнего дня. Он, несомненно, явился глубоким выражением мощи духовной жизни народа, создавшего его.
Чем внимательнее вглядываемся мы в искусство русского народа, тем больше убеждаемся в его простоте и величии, его поэтичности, наполненности любовью к родной природе. С природой у русского народа была неразрывная, кровная связь. Из нее черпал он все необходимое для своего творчества. Однако природу, как натуру, народ копировал не раболепно. Идеал природы и жизненные явления, связанные с ней, он на протяжении многих веков выражал символическими знаками.
Пытаясь осмыслить жизнь бога солнца, наделенного человеческими свойствами, наши далекие предки пришли к выводу, что высшее божество подчинило свою собственную жизнь строжайшему ритму, дабы явить личный положительный пример людям. И действительно, следуя этому установленному порядку, солнце каждое утро приходит на землю, принося с собой и тепло и свет, чтобы в течение всего дня освещать землю и согревать все живое. В этом действии нельзя было не усмотреть трудолюбия, любви и бесконечной заботы о людях, животных и растениях. Такой пример высшего божества был достоин подражания. Бог солнца совершал свой ежедневный трудовой путь как бы по двум вертикальным линиям: восходящей - до зенита и нисходящей - до горизонта. Чтобы изображением вызвать ассоциацию непрерывности пути солнца, ромбы располагали друг за другом в длинный ряд. Однако вертикальное движение солнца не соответствовало потребностям человека. И знаки располагались по замкнутому кругу на горизонтальных полосах на жерелке, рукаве и подоле рубахи. Тем самым символ Солнца как бы приближался к человеку, становился более доступным для общения с ним. Геометрическая фигура - круг, который у многих народов символизирует солнце, зримо не может двигаться по заданному направлению, он будет, по выражению художников, или плавать на плоскости материала, или же будет стоять на одном месте. Иное дело ромб. Зажатый с двух сторон разноцветными полосами, линиями и барьерными перегородками из различных символических знаков, он, многократно повторяясь, начинает зрительно двигаться углом вперед по отведенной для него полосе.
Такое "движение" ромба-репья, его взаимодействие с другими символическими знаками, составляющими композицию узора, дают возможность почувствовать его динамические свойства. Ромб движется медленно, спокойно, но зримо.
Искусство каждого народа своеобразно и неповторимо. В силу национальных особенностей бога солнца славяне-язычники воспевали в своих бесчисленных узорах совершенно по-другому, чем. скажем, ацтеки или древние египтяне, хотя небесное светило и по форме, и по цвету, и по поведению для всех было одинаковым. Натура одна, а изобразительные результаты и формы поэтики при ее художественном освоении совершенно разные.
И яркость красок в палитре, и всегда присутствующий лиризм в орнаментальном искусстве абсолютно соответствовали темпераменту русского народа.
Разнообразие орнаментальных форм позволяло более емко отразить духовное богатство человека, полноту жизни со всеми ее интересами и чаяниями.
Однако, говоря о разнообразии, следует заметить, что русский народ признавал не всякое разнообразие, ибо знал, что оно способно обернуться разноголосой пестротой, анархией формы и цвета. Он понимал, тонко чувствовал и был глубоко убежден в том, что эстетическая значимость любой подлинно художественной орнаментальной композиции имеет место только в таком разнообразии, которое обеспечивает единство. Такое разнообразие не только признавалось, но и практически воплощалось гением русского человека во всех его художественных творениях, не исключая и одежды.
Разрозненные знаки-обереги чем-то сходны с нотами. Как всего лишь из семи нот разные народы мира слагали каждый свою национальную музыку, не похожую на другую, так и из определенного количества знаков-оберегов русский народ создавал свои художественные орнаментальные произведения. В мастерстве создателей этих произведений, несомненно, и скрыт секрет неотразимого воздействия на человека. Из разрозненных знаков мастера и мастерицы, применяя различные приемы, создавали всякий раз совершенно новый узор с новым ритмом и новым композиционным построением.

 

 

 

 



Hosted by uCoz