Автор

 

 

Кроме того, в 1912 г. в слободе Урыв Коротоякского уезда, ныне Острогожского района, до 600 дворов занимались тканьем ковров, которые ежегодно закупали английские купцы и увозили для продажи в Англию и другие страны. Помимо этого урывцы ежегодно до 2000 ковров вывозили продавать на ярмарки и базары в смежные с Воронежской губернией селения. Тканьем ковров и других изделий занимались почти все крестьянки деревни Лиски. Журнал, издаваемый министерством государственного имущества в Санкт-Петербурге, за март 1853 г. похвально отозвался о предметах художественного ткачества воронежских крестьянок, экспонировавшихся на Воронежской выставке сельских произведений 1853 г. Ручное узорное ткачество Воронежской губернии занимало почетное место в ряду других ткацких промыслов. Изделия воронежских мастериц экспонировались на многих выставках России. Внимание посетителей особенно привлекали клетчатые и полосатые паневы, сарафаны, узорные кушаки. На выставке 1882 г. в Москве ручные ткани с. Гороховки Павловского уезда получили почетные отзывы.
Высокохудожественные, из сайгачьего пуха шали помещицы Шишкиной из Нижнедевицкого уезда экспонировались на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге. Советом выставки им была присуждена большая золотая медаль.
Несколько воронежских шалей, как большая драгоценность, хранятся в ряде музеев страны и за рубежом.
Творческие тканые работы мастериц урывских, староживотинских, горожанских и других усадебных фабрик и мастерских в 1913 г. были представлены на Вторую Всероссийскую кустарную выставку в Санкт-Петербурге и имели большой успех. Ковер молодой мастерицы из горожанкинской мастерской Натальи Васильевны Гладневой "Адам и Ева" демонстрировался на Всемирной выставке в Париже (Лувр), получил "Гран-при" и был куплен Лувром.
С 1800-го и примерно по 1920 г. в Воронежской губернии наблюдался большой подъем ткачества, и особенно художественного, не только в помещичьих усадьбах, но и в крестьянских домах. Ткацкие станы были в каждой избе, делали их специальные мастера.
В Богучаре и во многих селах нынешнего Богучарского района крестьянки ткали для себя и для продажи на ярмарках и базарах ковры, по-местному кылымы (килимы), паласные платки, узорчатые шерстяные покрывала, насундушники, половики (дорожки), узорчатые полотенца (орлистые, петухами и звездами). Очень красивые кылымы, полотенца, платки и скатерти ткала мать жительницы Богучара Агафьи Андреевны Рыконовой. Один кылым работы ее матери до сих пор хранится в сундуке как семейная реликвия. Сама Агафья тоже умела ткать, научилась у своей матери и бабушки.
Богучарские ткани отличались локальным красным фоном (землей), по которому щедро рассыпан орнамент, выполненный ярким малиновым, голубым, желтым и зеленым цветом. В Богучаре и близлежащих к нему селах вышивали "полики" для рукавов женских рубах, рушники (полотенца) и другие художественные изделия. И сегодня местные пожилые женщины по старой традиции ткут половики, крючком вяжут кружалки на пол.
Лет 90 назад в Нижней Байгоре, ныне Верхнехавского района, ткали узорные клетчатые скатерти, полотенца, дорожки, сшивные из двух полос подвенечные ковры. Особым мастерством тут отличались Акулина Ивановна Телегина, Аксинья Трофимовна Мещерякова и Арина Шабанова. Подобные же вещи ткали крестьянки села Приваловки. В селах ныне Эртильского района Битюг, Матренки, Сомовец, Ячейка и других в каждом дворе ткали ковры "кругами", "звездами" и "зубцами", скатерти, чудеснейшие полотенца, отделанные потом вышивкой, дорожки и вязали кружева. Большим художественным вкусом, чувством ритма отличались изделия Анны Андреевны Фурсовой, ее сестры и других крестьянок. В Таловой ткала ковры сказочной красоты Полина Федоровна Киселева. В Старом Курлаке особым мастерством обладали крестьянки Февронья Антоновна Бабенкова, Ефросинья Акимовна Мазурина, Арина Ивановна Козлова. В Анне в дворах, расположенных на территории старого спиртозавода, почти все женщины ткали ковры, скатерти, дорожки, плели кружева и великолепные кружалки на пол.
Высокого художественного уровня среди них достигли Евгения Алексеевна Щетинина, которая начала заниматься ткачеством с 10-летнего возраста, Арина Федоровна Осева, Марфа Федоровна Бабенкова, ее дочь Настасья Дмитриевна.Алена Петровна Козлова шила удивительной красоты покрывала из клочков (остатков) материи, плела кружева.
Набойкой по ткани широко занимались в с. Клеповке, ныне Бутурлиновского района. В с. Новая Чигла до революции работало тоже много набойщиков, среди которых особо выделялся Симакин и его сыновья. Набойщики ходили по селам губернии, собирали холсты для набойки по заказу сельских жителей. Собранные холсты уносили домой, набивали и затем разносили их по заказчикам. Больше всего набивали ткань для мужских штанов синей краской -полосатыми узорами вдоль холста, а также наволочки, скатерти, фартуки, насундушники, отрезы для мужских праздничных рубах и платки. Мастерами из этого села был набит орлистый фартук для известной русской певицы, жительницы с. Александровки ныне Таловокого района Арины Колобаевой. В этом фартуке она пела на сцене Большого театра в Москве. Заказчики платили тогда новочигольским мастерам Набойки по одной копейке за один аршин набитного полотна, в то время как фунт (400 г) кренделей или сахара стоил пять копеек.
В с. Пашково ныне Усманского района испокон веков ткали полосатую "тяжевую" ткань для мужских порток (штанов). Эта ткань из-за ее высокой прочности предпочиталась крестьянами, и к тому же она красиво облегала мужское тело. Ткалась она по особой технологии переплетения нитей основы и утка. Образцы такой ткани еще можно и сегодня отыскать в селах Пашкове и Байгоры. "Тяжевая" русская ткань является прародительницей современной джинсовой ткани, о приоритете изобретения которой и ныне идут споры между; США и Францией.
В небольшом очерке невозможно назвать всех незаслуженно забытых талантливых мастериц художественного ткачества Воронежской губернии, не только обогативших своим кропотливым нелегким трудом народное искусство своего края, но и внесших большой вклад в сокровищницу народного искусства. Об этом надо помнить.
В 1920-х гг. производство ковров и предметов художественного узорного ткачества, а равно и простого полотна в Воронежской губернии предельно сократилось.
В начале 1930-х гг. в области были организованы две ткацкие артели: одна - "Путь к коммунизму" в 1932 г. в с. Елань-Колено Новохоперского района, другая - "Красный швейник" - в 1934 г. в раб. пос. Таловая. В. годы войны обе артели ткали мешковину, бортовку, полотно, которое шло на полотенца и другие изделия для домашнего обихода, и вязали шерстяные носки для солдат.
В наши дни в Воронежской области традиционные изделия воронежского узорного ткачества выпускают Еланьколеновская ковровая фабрика и Таловский промкомбинат. Изделия вырабатывают в основном из шерстяной или полушерстяной пряжи. Техника исполнения - ручное ремизное ткачество с применением разнообразных приемов.
Орнамент воронежских изделий - традиционный строго геометрический рисунок в виде крупных клеток и полос. Многим изделиям воронежского ткачества присущ узор "в розу". В этом рисунке центральное поле изделий заполняется зелеными и красными розетками на черном фоне, а кайма оформляется геометрическим узором, характерным для изделий ремизного ткачества. Фактура изделий крупнозернистая.
Колорит изделий выдержан в глубоких интенсивных тонах: синих, зеленых, красных, желтых. Часто встречается черный цвет в сочетании с яркими контрастными цветами, что характерно для южнорусского народного творчества.

Ассортимент изделий воронежских мастериц - тканые ковры, дорожки в характере традиционного воронежского ткачества, коврики для кресел и стульев, покрывала, декоративные подушки и другие изделия для украшения интерьера. Ковры имеют очень эффектную фактуру - крупную, зернистую, образованную настилами и переплетениями толстых шерстяных нитей. Покрывала в большинстве случаев выполняются с узором "в розу"
В городе Воронеже работает швейная фабрика тоже управления местной промышленности, здесь женщины заняты машинным вышиванием по утвержденным образцам пододеяльников, наволочек и простыней.

В Воронеже работает специализированная фабрика технических тканей (кордная), некоторые товары народного потребления и быта делаются в городском Доме быта.
В Хохле живет и ткет, больше для музеев России, великолепные ковры по традиционным мотивам народного художественного творчества Воронежской области дочь известной ткачихи Н. В. Гладневой - Мария Ивановна Гладнева, которая единственная в 1983 г. удостоена почетного звания "Народный мастер". В том же Хохле не уступает ей в художественном мастерстве и вторая мастерица традиционного русского ковра, пенсионерка Лидия Николаевна Харахордина. Обе они, не смотря на преклонный возраст, не только ткут ковры, но и по своей доброй инициативе бескорыстно обучают старинному художественному ремеслу молодых девушек.

В пос. Хохол по инициативе Марии Ивановны Гладневой был открыт Дом ремёсел с целью возрождения традиционного для Воронежской области ковроткачества. При Воронежской кожгалантерейной фабрике управления местной промышленности был организован так называемый экспериментальный цех, в котором в качестве надомников работали около 40 кружевниц и мастериц макраме. Цех этот, можно сказать, распался, говорят; скорее всего от нежелания управления местной промышленности серьезно заниматься организацией народного художественного творчества.
Мастериц-ткачих у нас в области тысячи. Остаётся надеяться, что их ремесло будет впредь развиваться и поддерживаться. Нельзя дать иссякнуть этому прекрасному источнику русского народного творчества.

 

на главную

 

 

 

 



Hosted by uCoz