Кроме того, в 1912 г. в слободе Урыв Коротоякского уезда, ныне Острогожского района, до 600 дворов занимались тканьем ковров, которые ежегодно закупали английские купцы и увозили для продажи в Англию и другие страны. Помимо этого урывцы ежегодно до 2000 ковров вывозили продавать на ярмарки и базары в смежные с Воронежской губернией селения. Тканьем ковров и других изделий занимались почти все крестьянки деревни Лиски. Журнал, издаваемый министерством государственного имущества в Санкт-Петербурге, за март 1853 г. похвально отозвался о предметах художественного ткачества воронежских крестьянок, экспонировавшихся на Воронежской выставке сельских произведений 1853 г. Ручное узорное ткачество Воронежской губернии занимало почетное место в ряду других ткацких промыслов. Изделия воронежских мастериц экспонировались на многих выставках России. Внимание посетителей особенно привлекали клетчатые и полосатые паневы, сарафаны, узорные кушаки. На выставке 1882 г. в Москве ручные ткани с. Гороховки Павловского уезда получили почетные отзывы. |
Высокохудожественные,
из сайгачьего пуха шали помещицы Шишкиной из Нижнедевицкого уезда экспонировались
на Всероссийской выставке в Санкт-Петербурге. Советом выставки им была
присуждена большая золотая медаль. Несколько воронежских шалей, как большая драгоценность, хранятся в ряде музеев страны и за рубежом. Творческие тканые работы мастериц урывских, староживотинских, горожанских и других усадебных фабрик и мастерских в 1913 г. были представлены на Вторую Всероссийскую кустарную выставку в Санкт-Петербурге и имели большой успех. Ковер молодой мастерицы из горожанкинской мастерской Натальи Васильевны Гладневой "Адам и Ева" демонстрировался на Всемирной выставке в Париже (Лувр), получил "Гран-при" и был куплен Лувром. С 1800-го и примерно по 1920 г. в Воронежской губернии наблюдался большой подъем ткачества, и особенно художественного, не только в помещичьих усадьбах, но и в крестьянских домах. Ткацкие станы были в каждой избе, делали их специальные мастера. В Богучаре и во многих селах нынешнего Богучарского района крестьянки ткали для себя и для продажи на ярмарках и базарах ковры, по-местному кылымы (килимы), паласные платки, узорчатые шерстяные покрывала, насундушники, половики (дорожки), узорчатые полотенца (орлистые, петухами и звездами). Очень красивые кылымы, полотенца, платки и скатерти ткала мать жительницы Богучара Агафьи Андреевны Рыконовой. Один кылым работы ее матери до сих пор хранится в сундуке как семейная реликвия. Сама Агафья тоже умела ткать, научилась у своей матери и бабушки. Богучарские ткани отличались локальным красным фоном (землей), по которому щедро рассыпан орнамент, выполненный ярким малиновым, голубым, желтым и зеленым цветом. В Богучаре и близлежащих к нему селах вышивали "полики" для рукавов женских рубах, рушники (полотенца) и другие художественные изделия. И сегодня местные пожилые женщины по старой традиции ткут половики, крючком вяжут кружалки на пол. |
||
Лет
90 назад в Нижней Байгоре, ныне Верхнехавского района, ткали узорные клетчатые
скатерти, полотенца, дорожки, сшивные из двух полос подвенечные ковры.
Особым мастерством тут отличались Акулина Ивановна Телегина, Аксинья Трофимовна
Мещерякова и Арина Шабанова. Подобные же вещи ткали крестьянки села Приваловки.
В селах ныне Эртильского района Битюг, Матренки, Сомовец, Ячейка и других
в каждом дворе ткали ковры "кругами", "звездами" и
"зубцами", скатерти, чудеснейшие полотенца, отделанные потом
вышивкой, дорожки и вязали кружева. Большим художественным вкусом, чувством
ритма отличались изделия Анны Андреевны Фурсовой, ее сестры и других крестьянок.
В Таловой ткала ковры сказочной красоты Полина Федоровна Киселева. В Старом
Курлаке особым мастерством обладали крестьянки Февронья Антоновна Бабенкова,
Ефросинья Акимовна Мазурина, Арина Ивановна Козлова. В Анне в дворах,
расположенных на территории старого спиртозавода, почти все женщины ткали
ковры, скатерти, дорожки, плели кружева и великолепные кружалки на пол. Высокого художественного уровня среди них достигли Евгения Алексеевна Щетинина, которая начала заниматься ткачеством с 10-летнего возраста, Арина Федоровна Осева, Марфа Федоровна Бабенкова, ее дочь Настасья Дмитриевна.Алена Петровна Козлова шила удивительной красоты покрывала из клочков (остатков) материи, плела кружева. |
|
|
Набойкой
по ткани широко занимались в с. Клеповке, ныне Бутурлиновского района.
В с. Новая Чигла до революции работало тоже много набойщиков, среди которых
особо выделялся Симакин и его сыновья. Набойщики ходили по селам губернии,
собирали холсты для набойки по заказу сельских жителей. Собранные холсты
уносили домой, набивали и затем разносили их по заказчикам. Больше всего
набивали ткань для мужских штанов синей краской -полосатыми узорами вдоль
холста, а также наволочки, скатерти, фартуки, насундушники, отрезы для
мужских праздничных рубах и платки. Мастерами из этого села был набит
орлистый фартук для известной русской певицы, жительницы с. Александровки
ныне Таловокого района Арины Колобаевой. В этом фартуке она пела на сцене
Большого театра в Москве. Заказчики платили тогда новочигольским мастерам
Набойки по одной копейке за один аршин набитного полотна, в то время как
фунт (400 г) кренделей или сахара стоил пять копеек. В с. Пашково ныне Усманского района испокон веков ткали полосатую "тяжевую" ткань для мужских порток (штанов). Эта ткань из-за ее высокой прочности предпочиталась крестьянами, и к тому же она красиво облегала мужское тело. Ткалась она по особой технологии переплетения нитей основы и утка. Образцы такой ткани еще можно и сегодня отыскать в селах Пашкове и Байгоры. "Тяжевая" русская ткань является прародительницей современной джинсовой ткани, о приоритете изобретения которой и ныне идут споры между; США и Францией. В небольшом очерке невозможно назвать всех незаслуженно забытых талантливых мастериц художественного ткачества Воронежской губернии, не только обогативших своим кропотливым нелегким трудом народное искусство своего края, но и внесших большой вклад в сокровищницу народного искусства. Об этом надо помнить. В 1920-х гг. производство ковров и предметов художественного узорного ткачества, а равно и простого полотна в Воронежской губернии предельно сократилось. В начале 1930-х гг. в области были организованы две ткацкие артели: одна - "Путь к коммунизму" в 1932 г. в с. Елань-Колено Новохоперского района, другая - "Красный швейник" - в 1934 г. в раб. пос. Таловая. В. годы войны обе артели ткали мешковину, бортовку, полотно, которое шло на полотенца и другие изделия для домашнего обихода, и вязали шерстяные носки для солдат. В наши дни в Воронежской области традиционные изделия воронежского узорного ткачества выпускают Еланьколеновская ковровая фабрика и Таловский промкомбинат. Изделия вырабатывают в основном из шерстяной или полушерстяной пряжи. Техника исполнения - ручное ремизное ткачество с применением разнообразных приемов. Орнамент воронежских изделий - традиционный строго геометрический рисунок в виде крупных клеток и полос. Многим изделиям воронежского ткачества присущ узор "в розу". В этом рисунке центральное поле изделий заполняется зелеными и красными розетками на черном фоне, а кайма оформляется геометрическим узором, характерным для изделий ремизного ткачества. Фактура изделий крупнозернистая. Колорит изделий выдержан в глубоких интенсивных тонах: синих, зеленых, красных, желтых. Часто встречается черный цвет в сочетании с яркими контрастными цветами, что характерно для южнорусского народного творчества. |
Ассортимент
изделий воронежских мастериц - тканые ковры, дорожки в характере традиционного
воронежского ткачества, коврики для кресел и стульев, покрывала, декоративные
подушки и другие изделия для украшения интерьера. Ковры имеют очень
эффектную фактуру - крупную, зернистую, образованную настилами и переплетениями
толстых шерстяных нитей. Покрывала в большинстве случаев выполняются
с узором "в розу" |
В Воронеже работает
специализированная фабрика технических тканей (кордная), некоторые товары
народного потребления и быта делаются в городском Доме быта. |
|