Глиняные игрушки в прошлом были широко распространены на территории нынешней Воронежской области. Это вполне объяснимо: была потребность в подобных изделиях, имелось сырье, сохранялись древние истоки местных традиций гончарства Природа проявила щедрость в отношении воронежских землепашцев. Местные черноземы позволяли во многих местах получать сравнительно хорошие урожаи. Нечасто люди отвлекались от своего основного занятия. Но были исключения. К их числу можно отнести увлечение гончарством в селе Карачун Рамонского района Воронежской |
области. Здесь многие семьи занимались изготовлением посуды и игрушек. Подобные явления наблюдались и в других местах. В конце XIX века глиняные игрушки часто продавали на многочисленных ярмарках и базарах. Мастера-игрушечники воспроизводили в них образы окружающего мира: военных и барынь, оленей, коров, коней Последних нередко изображали с седоками, с водовозной бочкой или запряженными тройкой. Встречались и образы птиц. Игрушки украшали наколками "глазков". На их поверхность наносили красные, желтые, синие, лиловые, золотые и серебряные краски. Под влиянием изменений, происходивших в жизни народа, производство народных игрушек приходило в упадок. Местные краеведы в 20-х годах нынешнего столетия отмечали явное снижение художественного уровня детских игрушек из глины. Резко падал и объем их производства. |
Если в начале XX столетия в Воронежской губернии работало около семисот керамистов, то два десятилетия спустя их осталось чуть более сотни. В конце 30-х годов изготовлением глиняных игрушек занимались лишь отдельные мастера В 1947 году в Воронеже создается артель "Керамика". Она выпускала свыше 150 наименований глиняных игрушек. Однако в 1954 году, после ликвидации кустарных промыслов, многовековая традиция производства местной глиняной игрушки обрывается. Лишь несколько мастеров продолжали изготовлять игрушки по всей огромной Воронежской области. |
Одним из таких энтузиастов был житель села Карачун Рамонского района Василий Иванович Лямзин. Он долгие годы проработал в местном филиале Рамонской фабрики художественной керамики. Сложен, труден и драматичен жизненный путь этого человека. Лямзин родился в 1929 году в семье потомственных карачунских гончаров, которая была раскулачена спустя четыре года. Семья лишилась практически всего. Власти отняли у нее даже собственную хату. Но потомственая тяга к гончарному делу не покидала членов семьи даже Б самые трудные годы. Она и определила дальнейший жизненный путь мастера. |
К
самостоятельному гончарству В И. Лямзин приступил в пятнадцатилетнем
возрасте, после смерти отца. С образованием в селе филиала рамонской
фабрики художественной керамики стал работать в местном гончарном цехе
и был вынужден заниматься выпуском ширпотреба. По иронии судьбы под
крышей когда-то отнятого собственного дома мастер вместе с односельчанами
штамповал глиняные плошки для теплиц. Прирожденный художник занимался не авторскими работами, а выпускал однообразную примитивную поточную продукцию. Жизнь складывалась так, что художественной керамикой он занимался лишь эпизодически. Между делом он изготовлял и глиняные игрушки. При этом ситуация складывалась так, что поделки мастера уходили в чужие края, попадали даже за границу, но не оставались в родных местах. |
Игрушки В.И.
Лямзина - особые. Они обусловлены мировосприятием автора. В них явно
присутствует душевная ясность, чувство спокойствия, сложившегося и устоявшегося
ритма крестьянской жизни. От предков мастер унаследовал ощущение незыблемости
и гармонии мироздания. Оно осеняет и воспринятую им традицию преображать
природную глину в степенные образы птиц, зверей и домашних животных.
Жизненные потрясения не один раз касались судьбы игрушечника. А он продолжал
создавать свои нехитрые, наивно-простые и на редкость спокойные и величавые
глиняные потешки для детей. Образы глиняных игрушек Лямзина - это те животные, которые важны для человека, ощущающего себя связанным с окружающим миром. Поэтому гончара привлекает конь - верный друг и помощник человека, слуга жизнедающего светила, а также олень и баран - символы солнца. Часто изображает он и корову - надежную кормилицу крестьянской семьи, символ ее благополучия. |
Наряду
с изображениями животных В.И. Лямзин вручную лепил любимые детворой
свистульки, покрывая их при обжиге глазурью. На гончарном круге мастер "вытягивал" глиняных кукол. Эти полые фигуры напоминали сосуды. Они были с большими головами, прилепленными руками и широкими колоколами юбок. Детали лица лишь намечались спичкой. По своей форме куклы были спокойны, устойчивы и плавны. Изображения фигур наполнены добротой и задумчивостью. Привлекательна и кукольная посуда, выполненная мастером. Криночки, кувшинчики, горшочки в точности подобны большим сосудам. Изделия поражают своей соразмерностью и законченностью форм, отточенных многими поколениями карачунских гончаров Назначение посуды простое: играя с ней. ребенок должен был постепенно, незаметно получать представления об окружающем мире, учиться взаимодействовать с ним. |
В
селе Оськино Хохольского района Воронежской области живет потомственный
гончар Сергей Федорович Щеблыкин. Он родился в 1919 году. За гончарный
круг сел мальчишкой. Гончарство длительное время было его главным занятием.
За долгие годы работы он достиг удивительного мастерства. Свои замечательные
изделия мастер выполнял в рамках древних местных традиций. Нередко у Щеблыкина проявлялось желание выйти за пределы традиционных приемов. И вот тогда из рук гончара появлялись глиняные игрушки, близкие украинским образцам. Иногда создавалось впечатление, что творения автора повторяют игрушки, созданные в Опошне Полтавской области. |
Истоки
образов своих игрушек Щеблыкин находил в окружаюшем мире. Его привлекали
традиционные для игрушечников изображения собачек, кошек, оленей, барашков.
На потеху детворе он делал свисток в хвосте животных. А вот своим забавным
свинкам звуковоспроизводящее устройство он "монтировал" в
пятачке. Глазурованные фигурки животных гончар украшал яблоками, точками,
прямыми и волнистыми линиями, стилизованными веточками. Орнамент наносил
более светлой краской, чем цвет глазури. Многих жителей и гостей города Воронежа привлекают глиняные свистульки Алексея Ивановича Плотникова. По профессии он юрист, а по призванию является истинным художником. |
Глиняные игрушки
Плотников полюбил с детства. В своем родном селе Меловатка Семилукского
района он всегда с нетерпением ожидал сборщика сырья - товарника. Как
и многие деревенские сверстники, мальчик в обмен на вторичное сырье
мог получить от него заветную глиняную свистульку. Детское пристрастие к народной игрушке Алексей Иванович сохранил и в зрелом возрасте. Все свободное время, все средства и возможности он отдает этому увлечению. Свои игрушки Плотников изготовляет в домашних условиях. Глину он доводит до порошкообразного состояния и заливает водой. Камни и песок легко оседают на дно: происходит очищение материала от инородной массы. Обжиг изделий игрушечник осуществляет в муфельной печи. По-своему он также расписывает игрушки. Сам изготовляет специальные краски на латексной основе с добавлением анилиновых красителей. Таким образом, он получает красно-малиновые, голубые, зеленые, желтые цвета. Обращается мастер и к термочернению с последующей обработкой изделий в кислой среде (квасе или щах). Образы свистулек у А. И. Плотникова предельно обобщены, условны, величественны и в определенной мере монументальны. На внешней стороне они имеют отверстия для изменения высоты звука. Ассортимент игрушек выходит за пределы двух десятков видов. В основном это традиционные петушки, кони, птицы, олени и т. п |
Острогожские игрушки приобрели известность с недавнего времени. Их лепит Любовь Алексеевна Усова со своими учениками. Двенадцать лет Л. А. Усова работает в детской художественной школе. На протяжении всего этого времени она увлечена местной глиняной игрушкой, которая бытовала в прошлом в трех пограничных селах - Шубном и Русской Тростянке Острогожского района Воронежской области и соседней с ними Гончаровке Краснянского района Белгородской области. Ее традиции обрываются на рубеже 20 - 30-х годов нынешнего века. Свои попытки выявить самобытность этих игрушек и возродить традиции их изготовления энтузиаст пытается осуществить на основе пяти сохранившихся музейных экспонатов игрушки. Два из них она отыскала в районном краеведческом музее и три в школьном музее села Шубного. |
Пять лет педагог
приобщает к секретам изготовления местной игрушки своих питомцев из
художественной школы и районного дома ремесел, ясно осознавая, что массовое
увлечение игрушкой является важнейшей предпосылкой возрождения традиций
ее изготовления Вместе с учениками Л.А. Усова варьирует сохранившиеся музейные образцы и на их основе создает новые образы. Но в отличие от своих предшественников педагог и учащиеся не закаливают глиняные потешки, а обжигают. Энтузиаст стоит в самом начале своего творческого поиска. Успех начатого дела будет зависеть от ее целеустремленности и способности перейти от поверхностного восприятия подлинника к проникновению в особенности постижения окружающего мира создателями острогожских глиняных игрушек. |
В настоящее время в Воронеже живет и работает известный воронежский мастер Галина Ивановна Арефьева. Она в течение практически всей жизни собирает и восстанавливает по архивным документам народныеигрушки воронежского края во всем их своеобразии, изготавливает великолепные глиняные свистульки. |
<<назад |