Автор

 

 

Глиняные игрушки в прошлом были широко распространены на территории нынешней Воронежской области. Это вполне объяснимо: была потребность в подобных изделиях, имелось сырье, сохранялись древние истоки местных традиций гончарства Природа проявила щедрость в отношении воронежских землепашцев. Местные черноземы позволяли во многих местах получать сравнительно хорошие урожаи. Нечасто люди отвлекались от своего основного занятия. Но были исключения. К их числу можно отнести увлечение гончарством в селе Карачун Рамонского района Воронежской
области. Здесь многие семьи занимались изготовлением посуды и игрушек. Подобные явления наблюдались и в других местах. В конце XIX века глиняные игрушки часто продавали на многочисленных ярмарках и базарах. Мастера-игрушечники воспроизводили в них образы окружающего мира: военных и барынь, оленей, коров, коней Последних нередко изображали с седоками, с водовозной бочкой или запряженными тройкой. Встречались и образы птиц. Игрушки украшали наколками "глазков". На их поверхность наносили красные, желтые, синие, лиловые, золотые и серебряные краски. Под влиянием изменений, происходивших в жизни народа, производство народных игрушек приходило в упадок. Местные краеведы в 20-х годах нынешнего столетия отмечали явное снижение художественного уровня детских игрушек из глины. Резко падал и объем их производства.
Если в начале XX столетия в Воронежской губернии работало около семисот керамистов, то два десятилетия спустя их осталось чуть более сотни. В конце 30-х годов изготовлением глиняных игрушек занимались лишь отдельные мастера В 1947 году в Воронеже создается артель "Керамика". Она выпускала свыше 150 наименований глиняных игрушек. Однако в 1954 году, после ликвидации кустарных промыслов, многовековая традиция производства местной глиняной игрушки обрывается. Лишь несколько мастеров продолжали изготовлять игрушки по всей огромной Воронежской области.
Одним из таких энтузиастов был житель села Карачун Рамонского района Василий Иванович Лямзин. Он долгие годы проработал в местном филиале Рамонской фабрики художественной керамики. Сложен, труден и драматичен жизненный путь этого человека. Лямзин родился в 1929 году в семье потомственных карачунских гончаров, которая была раскулачена спустя четыре года. Семья лишилась практически всего. Власти отняли у нее даже собственную хату. Но потомственая тяга к гончарному делу не покидала членов семьи даже Б самые трудные годы. Она и определила дальнейший жизненный путь мастера.
К самостоятельному гончарству В И. Лямзин приступил в пятнадцатилетнем возрасте, после смерти отца. С образованием в селе филиала рамонской фабрики художественной керамики стал работать в местном гончарном цехе и был вынужден заниматься выпуском ширпотреба. По иронии судьбы под крышей когда-то отнятого собственного дома мастер вместе с односельчанами штамповал глиняные плошки для теплиц. Прирожденный художник занимался
не авторскими работами, а выпускал однообразную примитивную поточную продукцию. Жизнь складывалась так, что художественной керамикой он занимался лишь эпизодически. Между делом он изготовлял и глиняные игрушки. При этом ситуация складывалась так, что поделки мастера уходили в чужие края, попадали даже за границу, но не оставались в родных местах.
Игрушки В.И. Лямзина - особые. Они обусловлены мировосприятием автора. В них явно присутствует душевная ясность, чувство спокойствия, сложившегося и устоявшегося ритма крестьянской жизни. От предков мастер унаследовал ощущение незыблемости и гармонии мироздания. Оно осеняет и воспринятую им традицию преображать природную глину в степенные образы птиц, зверей и домашних животных. Жизненные потрясения не один раз касались судьбы игрушечника. А он продолжал создавать свои нехитрые, наивно-простые и на редкость спокойные и величавые глиняные потешки для детей.
Образы глиняных игрушек Лямзина - это те животные, которые важны для человека, ощущающего себя связанным с окружающим миром. Поэтому гончара привлекает конь - верный друг и помощник человека, слуга жизнедающего светила, а также олень и баран - символы солнца. Часто изображает он и корову - надежную кормилицу крестьянской семьи, символ ее благополучия.
Наряду с изображениями животных В.И. Лямзин вручную лепил любимые детворой свистульки, покрывая их при обжиге глазурью.
На гончарном круге мастер "вытягивал" глиняных кукол. Эти полые фигуры напоминали сосуды. Они были с большими головами, прилепленными руками и широкими колоколами юбок. Детали лица лишь намечались спичкой. По своей форме куклы были спокойны, устойчивы и плавны. Изображения фигур наполнены добротой и задумчивостью.
Привлекательна и кукольная посуда, выполненная мастером. Криночки, кувшинчики, горшочки в точности подобны большим сосудам. Изделия поражают своей соразмерностью и законченностью форм, отточенных многими поколениями карачунских гончаров Назначение посуды простое: играя с ней. ребенок должен был постепенно, незаметно получать представления об окружающем мире, учиться взаимодействовать с ним.
В селе Оськино Хохольского района Воронежской области живет потомственный гончар Сергей Федорович Щеблыкин. Он родился в 1919 году. За гончарный круг сел мальчишкой. Гончарство длительное время было его главным занятием. За долгие годы работы он достиг удивительного мастерства. Свои замечательные изделия мастер выполнял в рамках древних местных традиций.
Нередко у Щеблыкина проявлялось желание выйти за пределы традиционных приемов. И вот тогда из рук гончара появлялись глиняные игрушки, близкие украинским образцам. Иногда создавалось впечатление, что творения автора повторяют игрушки, созданные в Опошне Полтавской области.
Истоки образов своих игрушек Щеблыкин находил в окружаюшем мире. Его привлекали традиционные для игрушечников изображения собачек, кошек, оленей, барашков. На потеху детворе он делал свисток в хвосте животных. А вот своим забавным свинкам звуковоспроизводящее устройство он "монтировал" в пятачке. Глазурованные фигурки животных гончар украшал яблоками, точками, прямыми и волнистыми линиями, стилизованными веточками. Орнамент наносил более светлой краской, чем цвет глазури.
Многих жителей и гостей города Воронежа привлекают глиняные свистульки Алексея Ивановича Плотникова. По профессии он юрист, а по призванию является истинным художником.
Глиняные игрушки Плотников полюбил с детства. В своем родном селе Меловатка Семилукского района он всегда с нетерпением ожидал сборщика сырья - товарника. Как и многие деревенские сверстники, мальчик в обмен на вторичное сырье мог получить от него заветную глиняную свистульку.
Детское пристрастие к народной игрушке Алексей Иванович сохранил и в зрелом возрасте. Все свободное время, все средства и возможности он отдает этому увлечению.
Свои игрушки Плотников изготовляет в домашних условиях. Глину он доводит до порошкообразного состояния и заливает водой. Камни и песок легко оседают на дно: происходит очищение материала от инородной массы. Обжиг изделий игрушечник осуществляет в муфельной печи. По-своему он также расписывает игрушки. Сам изготовляет специальные краски на латексной основе с добавлением анилиновых красителей. Таким образом, он получает красно-малиновые, голубые, зеленые, желтые цвета. Обращается мастер и к термочернению с последующей обработкой изделий в кислой среде (квасе или щах).
Образы свистулек у А. И. Плотникова предельно обобщены, условны, величественны и в определенной мере монументальны. На внешней стороне они имеют отверстия для изменения высоты звука. Ассортимент игрушек выходит за пределы двух десятков видов. В основном это традиционные петушки, кони, птицы, олени и т. п
Острогожские игрушки приобрели известность с недавнего времени. Их лепит Любовь Алексеевна Усова со своими учениками. Двенадцать лет Л. А. Усова работает в детской художественной школе. На протяжении всего этого времени она увлечена местной глиняной игрушкой, которая бытовала в прошлом в трех пограничных селах - Шубном и Русской Тростянке Острогожского района Воронежской области и соседней с ними Гончаровке Краснянского района Белгородской области. Ее традиции обрываются на рубеже 20 - 30-х годов нынешнего века. Свои попытки выявить самобытность этих игрушек и возродить традиции их изготовления энтузиаст пытается осуществить на основе пяти сохранившихся музейных экспонатов игрушки. Два из них она отыскала в районном краеведческом музее и три в школьном музее села Шубного.
Пять лет педагог приобщает к секретам изготовления местной игрушки своих питомцев из художественной школы и районного дома ремесел, ясно осознавая, что массовое увлечение игрушкой является важнейшей предпосылкой возрождения традиций ее изготовления
Вместе с учениками Л.А. Усова варьирует сохранившиеся музейные образцы и на их основе создает новые образы. Но в отличие от своих предшественников педагог и учащиеся не закаливают глиняные потешки, а обжигают. Энтузиаст стоит в самом начале своего творческого поиска. Успех начатого дела будет зависеть от ее целеустремленности и способности перейти от поверхностного восприятия подлинника к проникновению в особенности постижения окружающего мира создателями острогожских глиняных игрушек.
В настоящее время в Воронеже живет и работает известный воронежский мастер Галина Ивановна Арефьева. Она в течение практически всей жизни собирает и восстанавливает по архивным документам народныеигрушки воронежского края во всем их своеобразии, изготавливает великолепные глиняные свистульки.

на главную

<<назад

 

 








 



Hosted by uCoz