|
Издавна
почитались на воронежской земле фигурные пряники. Они являлись излюбленным
лакомством многих людей. Но особую радость подобные изделия доставляли
детям. Для них пряники были, прежде всего, забавными игрушками,
помогавшими в специфической форме получить представления об окружающем
мире. В руки детишек они попадали чаще всего с шумных ярмарок и
многолюдных базаров, из торговых лавок, от коробейников. В праздничные
дни пряники можно было приобрести у торговцев рядом с церковью. |
Обращаясь
к прянику, народная педагогика незаметно формировала у ребят интерес
к окружающему миру, развивала чувство радости при постижении неизведанного,
прививала уважительное отношение к другим людям. Дети по-разному
относились к пряникам в различных ситуациях. Они
радовались пряникам, подаренным на Рождество или во время "колядок",
любовались красивыми изделиями, поставленными на божницу, восторгались
творениями, хранившимся в сундуках в память о каком-либо событии.
Внимательно следили ребята, как жених одаривал пряником невесту,
чтобы их будущее потомство было жизнерадостным, здоровым и богатым.
С волнением деревенские мальчики и девочки наблюдали, как к прилету
жаворонков, предвестников весны, хозяйки пекли специальные пряники.
В Нижнедевицком районе Воронежской области до конца 50-х годов нашего
столетия дети могли наблюдать сохранившийся обычай запекать серебряную
монету в один из пряников-"жаворонков" - кому она достанется,
тот и должен пропахать первую борозду или засеять первую полосу.
Существовало поверье, что в таком случае урожай будет богатым. Это
поверье сохранилось даже тогда, когда индивидуальные хозяйства сменились
колхозами. С глубоким уважением ребята относились к пряникам-"солдохристи".
Их пекли в каждом доме для поминовения погибших солдат. Пряниками
поминали также и умерших родителей, подчеркивая их заботу о своих
чадах. Как и взрослые, ребята верили, что пряники, положенные на
могилы рано умерших детей, помогут им обрести радость в загробной
жизни. |
Пряники
изготавливались двух видов: печатные и вырезные. Печатные не получили
широкого распространения на воронежской земле. А вот вырезные (так
называли силуэтные пряники) достигли высокого совершенства. Они
бытовали во многих местах, Но высокими художественными достоинствами
отличались новохоперские, бутурлиновские, борисоглебские, аннинские,
белогорьевские, ольховатские, павловские и рогачевские изделия.Удивительные
по красоте вырезные пряники создавала в Новохоперске вплоть до тридцатых
годов нынешнего столетия Мария Федоровна Пивоварова.Среди местных
жителей о ней ходили предания как о непревзойденном интерпретаторе
образов окружающего мира. |
|
Мастерица
могла великолепно перерабатывать в обобщенные формы декора пряников
различные варианты крестьянской одежды, конской упряжи и т.п. Ее
изделия привлекали покупателей поразительной способностью автора
свободно воссоздавать все увиденное в жизни. Именно поэтому творения
новохоперской мастерицы называли "живыми" пряниками. В
качестве красителей она применяла шафран, кашениль, цветные соки
растений. Когда изделия Пивоваровой попадали в детские руки, они
долгое время оставались несъеденными: пряники доставляли радость
ребенку, пополняли его представления об окружающем мире.
В Рогачевке пекли пряники-"пальчики". Их окрашивали в
малиновый или золотой цвет и украшали полосками, имитируя распаханное
поле.
Бутурлиновские вырезные пряники выпекаются до настоящего времени
в нескольких семьях горожан. Не так давно перед Новым годом и Рождеством
взрослых и детей радовали своими изделиями М.Н. Краснокутская, И.В.
Краснокутский, Е.М. Дроздова, М.И. Боенкова, Е.И Макаренкова, Е.Н.
Коновалова, П.Т. Верзунов и многие другие жители города. Они воссоздают
традиционные образы солдат, барынь, звезд, двуглавых орлов, всадников,
коней, солнца, петухов |
|
Приготовление
бутурлиновских пряников начинается с разведения ярко-малинового
пищевого красителя в теплой кипяченой воде. В полученный цветной
раствор добавляют 0,5 литра воды, 5 стаканов сахару и одну стопку
(100 мл) аммония. Полученную смесь выдерживают половину суток. Затем
в нее добавляют муку. Перемешивая, получают тесто, по густоте такое
же, как для блинов. Тесто подходит половину суток. Обычно его стараются
готовить на ночь к утру. Утром добавляют муку и замешивают крутое
тесто, как для лапши. |
Тесто
лежит на столе примерно четверть часа, приобретая за это время эластичность.
Затем его раскраивают на несколько частей.Для этого от общей большой
лепешки отрезают кусок и раскатывают до толщины пальца. Из получившегося
пласта вырезают фигурки барышень, коней, звезд, елочек, петухов,
и т. д. Формы для вырезания пряников изготовляют из кровельной жести.
Вырезанные пряничные фигурки смачивают водой птичьими перьями. Это
позволяет придать прянику мягкость. Без смачивания изделие превращается
в сухарь.
Пекут пряники на противне в заранее нагретой духовке. Противень
предварительно смазывают слоем растительного (обычно подсолнечного)
масла. Выпечка длится примерено 15 минут
Пряники расписывают сразу же после выпечки. Рельефная роспись в
виде завитков, каннелюр, точек, выполняется чаще всего крахмалом,
разведенным сырой водой. Густота крахмальной массы напоминает кисель.
Отдельные мастера добавляют в крахмал пищевой или растительный краситель
зеленого или желтого цвета. |
Для
нанесения на пряник узора мастера используют трубку. Закрыв один
конец пальцем, они наполняют ее раствором, затем, убирая палец,
дают возможность крахмальной массе вытекать на поверхность пряника.
Роспись выполняют быстро и только по горячему прянику. На остывшем
прянике крахмал не затвердевает и узор расплывается.
В 70-х годах нынешнего столетия по инициативе воронежского художника
П.Д. Пономарева предпринята попытка возродить пряничное искусство
на промышленной основе. Сувенирные воронежские пряники выпекались
в кондитерском цехе городского винного завода и хлебозавода № 6.
На этих предприятиях печатные пряники изготовлялись ручным способом
с применением деревянных форм, выполненных художником Л.Ф. Кибальником
по эскизам П.Д. Пономарева.
|
|
|