Автор

 

 

>
Зарождение искусства керамики в Воронежском крае

Знакомство человека с глиной уходит в глубь веков. Человек уже в то далекое время возвысился до понимания красоты, которую он постепенно переносил на предметы быта, в том числе и на гончарные изделия. Украшая керамические предметы, человек одновременно стремился выразить свои представления о вселенной, а также собственные чувства простыми и доступными символическими знаками в виде ромба, креста, треугольника, спирали, волнистой или ломаной линии, круга и т. д.
Древние славяне-язычники обычно воплощали в зарождающемся искусстве образы доброго божества и злых духов с помощью условных знаков - символов, которые позднее у всех народов мира легли в основу орнаментального искусства. Керамика Киевской Руси отличалась большим разнообразием форм и видов художественного орнаментального украшения.

Монголо-татарское нашествие задержало развитие керамического искусства и художественного ремесла более чем на два столетия, но русский народ не утратил своих традиций в данных областях жизни. После свержения монголо-татарского ига, керамическое ремесло и искусство вновь возродилось и стало быстро развиваться. В XVII в. наступил его новый расцвет.
В период феодальной раздробленности территория нынешней Воронежской области была окраиной Рязанского княжества. Переселенцы из разных мест России, и, прежде всего из рязанской земли, привезли в Воронежский край древние приемы изготовления бытовой и художественной керамики и элементы древнего и древнейшего языческого орнамента. Культурное наследие предков, сохранив прежнюю основу, стало самостоятельно развиваться на воронежской земле. В течение нескольких веков вырабатывалась присущая керамистам Воронежского края известная самобытность, в которой и по сей день присутствуют, и символика,и мифология
Печной изразец для камина в доме-усадьбе Раевских под г. Новохоперском. Изготовлен местными мастерами из гончарных глин. Собрание П. Д. Пономарева
древних славян-язычников, с помощью которых объяснялось происхождение земли, животного и растительного мира, а также небесные явления. Вместе с необходимыми орудиями труда, домашней утварью и одеждой переселенцы привезли с собой и гончарный круг, а некоторое время спустя в селениях Воронежского края появились мастерские гончарного искусства. В XVI в. одна из них имелась и в гончарной слободке Воронежа. Все эти мелкие, частные гончарные мастерские в течение нескольких столетий поднялись до уровня подлинных народных художественных школ, обучение мастеров в которых проходило по старому русскому наследственному приципу: "От деда к отцу, а от отца к сыну". Сменялись поколения мастеров керамики, но живой многовековой опыт славян передавался как непрерывная эстафета, являясь чистым источником для дальнейшего творческого развития древнего мастерства.
Кроме различных сосудов бытового назначения более чем пятидесяти наименований, кровельной черепицы, труб, дымников, ташей для рыболовных снастей, грубой строительной и печной керамики цвета естественной обожженной глины, изделий, которые не все и не всегда имели орнаментальные украшения, воронежские
мастера-керамисты изготавливали и подлинные произведения искусства для быта: различные сосуды, ритуальные и просто декоративные фигурки животных, птиц, фольклорных персонажей, лампадки, подсвечники, копилки, блюда разного назначения, декоративные вставки, печные и каминные изразцы, облицовочные пластины, обильно украшенные распространенным и самым древним способом - рельефным орнаментом (узором) и орнаментальной росписью красками минерального происхождения.
Ритуальная скульптура "Лев". XIX в. Сделана мастером-гончаром с. Клеповка Бутурлиновского района из местных гончарных глин. Муравчатая полива. Собрание П. Д. Пономарева Ритуальный сосуд "Баран". 1883 г. Сделан гончаром с. Клеповка Бутурлиновского района Сизинцевым на гончарном круге из местных гончарных глин. Собрание П. Д. Пономарева
Еще в XVI-XVII вв. наряду с великолепной чернолощеной керамикой довольно широкое распространение в крае получила разноцветная глазуровка изделий излюбленными в нашем народе зелеными, желтыми, терракотовыми и бордово-коричневыми цветами. Особое богатство и разнообразие украшениям керамических изделий придавала техника "налепа", а также гравировка и насечки по еще не засохшей поверхности. Техника эта, вероятнее всего, была завезена сюда мастерами г. Скопина нынешней Рязанской области. Поверхность сосудов и других изделий расписывали также по сырому черепку при помощи нехитрого приспособления: коровьего рожка со вставленным в него срезом полого конца гусиного пера. Рожок наполнялся белыми, желтыми, зелеными и бордовыми ангобами, приготовленными из глины и окисей металлов. После глазурования и обжига такие живые графические узоры приобретали своеобразный, приятный блеск и излучали особую теплоту. Покрытие изделий муравчатой глазурью и поливами делало их особенно мягкими для восприятия, свежими, привлекательными и соответствующими народному национальному вкусу.
У воронежских мастеров не было деления искусства на большое и малое. Веселый красочный лубок или икона рассматривались ими не только как ценная сама по себе, прекрасно сработанная и эстетически оформленная вещь, но и как картина с глубоким содержанием. Глиняный кувшин или фольклорная фигура тоже расценивались не просто как полезные предметы домашнего обихода, но и как результат вдохновенного творческого труда, содержащего в себе поэтическое мировоззрение мастера и память о прошлом, мечты о грядущем и признаки современности.
на главную далее    

 



Hosted by uCoz