|
Знакомство человека
с глиной уходит в глубь веков. Человек уже в то далекое время возвысился
до понимания красоты, которую он постепенно переносил на предметы быта,
в том числе и на гончарные изделия. Украшая керамические предметы, человек
одновременно стремился выразить свои представления о вселенной, а также
собственные чувства простыми и доступными символическими знаками в виде
ромба, креста, треугольника, спирали, волнистой или ломаной линии, круга
и т. д. |
|
Монголо-татарское
нашествие задержало развитие керамического искусства и художественного
ремесла более чем на два столетия, но русский народ не утратил своих традиций
в данных областях жизни. После свержения монголо-татарского ига, керамическое
ремесло и искусство вновь возродилось и стало быстро развиваться. В XVII
в. наступил его новый расцвет. В период феодальной раздробленности территория нынешней Воронежской области была окраиной Рязанского княжества. Переселенцы из разных мест России, и, прежде всего из рязанской земли, привезли в Воронежский край древние приемы изготовления бытовой и художественной керамики и элементы древнего и древнейшего языческого орнамента. Культурное наследие предков, сохранив прежнюю основу, стало самостоятельно развиваться на воронежской земле. В течение нескольких веков вырабатывалась присущая керамистам Воронежского края известная самобытность, в которой и по сей день присутствуют, и символика,и мифология |
|
Печной изразец для камина в доме-усадьбе Раевских под г. Новохоперском. Изготовлен местными мастерами из гончарных глин. Собрание П. Д. Пономарева |
|
мастера-керамисты изготавливали и подлинные произведения искусства для быта: различные сосуды, ритуальные и просто декоративные фигурки животных, птиц, фольклорных персонажей, лампадки, подсвечники, копилки, блюда разного назначения, декоративные вставки, печные и каминные изразцы, облицовочные пластины, обильно украшенные распространенным и самым древним способом - рельефным орнаментом (узором) и орнаментальной росписью красками минерального происхождения. |
|
||||
Ритуальная скульптура "Лев". XIX в. Сделана мастером-гончаром с. Клеповка Бутурлиновского района из местных гончарных глин. Муравчатая полива. Собрание П. Д. Пономарева | Ритуальный сосуд "Баран". 1883 г. Сделан гончаром с. Клеповка Бутурлиновского района Сизинцевым на гончарном круге из местных гончарных глин. Собрание П. Д. Пономарева | |||||
Еще в XVI-XVII
вв. наряду с великолепной чернолощеной керамикой довольно широкое распространение
в крае получила разноцветная глазуровка изделий излюбленными в нашем народе
зелеными, желтыми, терракотовыми и бордово-коричневыми цветами. Особое
богатство и разнообразие украшениям керамических изделий придавала техника
"налепа", а также гравировка и насечки по еще не засохшей поверхности.
Техника эта, вероятнее всего, была завезена сюда мастерами г. Скопина
нынешней Рязанской области. Поверхность сосудов и других изделий расписывали
также по сырому черепку при помощи нехитрого приспособления: коровьего
рожка со вставленным в него срезом полого конца гусиного пера. Рожок наполнялся
белыми, желтыми, зелеными и бордовыми ангобами, приготовленными из глины
и окисей металлов. После глазурования и обжига такие живые графические
узоры приобретали своеобразный, приятный блеск и излучали особую теплоту.
Покрытие изделий муравчатой глазурью и поливами делало их особенно мягкими
для восприятия, свежими, привлекательными и соответствующими народному
национальному вкусу. У воронежских мастеров не было деления искусства на большое и малое. Веселый красочный лубок или икона рассматривались ими не только как ценная сама по себе, прекрасно сработанная и эстетически оформленная вещь, но и как картина с глубоким содержанием. Глиняный кувшин или фольклорная фигура тоже расценивались не просто как полезные предметы домашнего обихода, но и как результат вдохновенного творческого труда, содержащего в себе поэтическое мировоззрение мастера и память о прошлом, мечты о грядущем и признаки современности. |
на главную | далее |