В
Воронеже местная матрешка зародилась значительно позже, чем в
других регионах, во второй половине 60-х годов нынешнего столетия.
Это, очевидно, объясняется относительно небольшими запасами древесины
липы в Черноземье традиционного сырья для изготовления заготовок
куклы.
Истоки появления региональной матрешки следует искать в активном
творческом поиске учеников воронежского художника П.Д. Пономарева
- Анатолия Лютикова, Леонида Кибальника, Юрия Ситникова, Валентины
Кострыкиной, Елены Матвеевой. Все они, став художниками-прикладниками,
на протяжении многих лет разрабатывали эскизы разных вариантов
воронежской матрешки, выполняя изделия в сувенирных цехах леспромхоза,
рекламного комбината облпотребсоюза, фабрики "Игрушка".
Приверженность местной матрешке в наибольшей степени сохранила
Елена Матвеева - главный художник творческого центра "Воронежский
сувенир". Ее пристрастие к местной игрушке не случайно. Напротив,
оно закономерно и вполне объяснимо. Еще в 70-х годах семиместный
вариант воронежской матрешки Е. Матвеевой получил признание на
международной выставке в Швейцарии. Затем работы автора экспонировались
на республиканских и всесоюзных выставках, вошли в коллекции рада
зарубежных музеев.
В родном городе матрешки художницы традиционно вызывают восторг
у взрослой и детской публики. Это происходит по ряду причин. Удачное
воплощение в образе игрушки идеи связи человека с окружающим миром
- одна из них. Яйцеобразная деревянная кукла скрывает внутри подобное
себе существо. В найденном конструктивном решении отражается философский
взгляд автора на проблему бесконечности рода человеческого. |
|
Характер
росписи матрешек самобытен и не повторяет традиционных подходов,
сложившихся в известных центрах художественных промыслов. Художница
и в этом находит собственное решение. Роспись игрушки она строит
на тактичной интерпретации праздничного народного женского костюма.
Поэтому на голове ее матрешки оказывается красный платок с синими
цветами, словно излучающий жар. Такие платки производились в прошлом
веке на мануфактуре фабриканта Баранова в селе Шубном Острогожского
уезда Воронежской губернии. Они были доступны простым людям и
поэтому успешно конкурировали с прославленными павловопосадскими
изделиями.Если в росписи матрешки платок символизирует связь создаваемого
образа с небом, то орнаментальные мотивы рубахи, завески (передника),
покромки (пояса), бусы, как бы служили своеобразными оберегами,
охраняющими женщину от злых сил и недобрых напастей, окружавших
ее в земной жизни. |
|
|
|
Стамески
для вытачивания внешней формы матрёшки
|
Схема
крепления заготовки и последующего вытачивания болванки воронежской
матрёшки на токарном станке
|
Инструменты
для выполнения внутренней формы матрёшки
|
Понева матрешки
- подчеркивает связь с землей, частью окружающего мира. Знатоки говорят,
что черный цвет поневы означает чернозем, а клетки - земельные наделы.
Полоски между клетками показывают границы земельных участков Если
в красные или желтые нити, означающие границы земельных владений,
попадает синяя нить или совсем вытесняет их, это означает, что в данной
местности много водоемов.
Готовя поневу для замужней женщины, наши предки полагали, что она
сохранит свой род, найдет силы для рождения многочисленного потомства,
подобно тому как находит силы воронежский чернозем, для того чтобы
щедро питать произрастающую на нем растительность Подобное понимание
предками связи человека с окружающим миром умело сохранено автором
в росписи воронежской матрешки.
|