Первый изразцовый завод в Воронеже |
В 50-х гг. XVII в. патриарх
Никон, избранный главой русской православной церкви, вознамерился ознаменовать
свое избрание постройкой нового храма в излучине р. Истры, недалеко
от Москвы. Oн захотел украсить собор десятками тысяч разноцветных сверкающих
керамических изразцов, заменив ими отсутствующие цветные мраморы. В
то время это было неслыханно для культовой и гражданской архитектуры
не только в России, но и в Европе. Грандиозный замысел Никона был выполнен
опытными и талантливыми русскими гончарами Игнатием Максимовым, Степаном
Ивановым и мастером ценинных (изразцовых) дел Петром Ивановичем Заборским.
Свои изразцы мастера покрывали глухими непрозрачными стекловидными эмалями,
которые выглядели как разноцветные драгоценные камни и по красоте намного
превосходили цветные мраморы. Человек переступапивший порог собора,
останавливался изумленный и растерянный - вокруг него справа, слева,
спереди, сзади, вверху вспыхивали тысячи и тысячи синих, желтых, зеленых,
красноватых огоньков. Это язычки пламени множества свечей отражались
в блестящих изразцах. |
||||||||
В конце XIX в. два сына одного из заводчиков Поповых организовали в старинном селе Ендовище, ныне Семилукского района, производство облагороженной русской керамической посуды из местной гончарной глины, используя для этой цели мотивы местного декоративного оформления. Сыновья Поповы изготовляли чайные наборы, чашки и миски, тарелки и блюда, жбаны для кваса и бутыли для растительного масла и керосина, наборы для специй и в небольших количествах игрушки, покрытые цветными глазурями.В гончарной посуде они воплощали художественные формы, орнаментальные украшения, |
|
местную
культуру народной керамики Воронежской губернии. Опираясь на многовековой
опыт предков, воронежские мастера керамического дела развивали их традиции,
обогащая их художественно.В начале XIX в. израцовый завод братьев Поповых
в Воронеже стал называться в народе фабрикой Попова. Помимо изразцов на
ней изготовляли фаянсовую посуду различного назначения и даже неглазурованные
игрушки-копилки в виде домашних и диких животных и птиц, которые потом
расписывались прочной масляной краской. В1902 г. керамические изделия фабрики Попова экспонировались на Всероссийской кустарно- |
||||||
Гончарная посуда и детская игрушка "Свистушка" неизвестных клеповских и новохоперских мастеров гончарного дела. Конец XIX- начало XX в. Изготовлены из местных гончарных глин. Собрание П. Д. Пономарева | ||||||||
промышленной выставке в Петербурге и были отмечены в числе лучших.. На этой же выставке были представлены два варианта иконостасов, которые получили высокую оценку устроителей выставки и широкой публики. История создания этих иконостасов по-своему любопытна. | ||||||||
|
Изделия
художественной керамики
|
|
||||||
Окрыленный успехом,
предприимчивый хозяин фабрики решил расширить ассортимент продукции
и приступил к изготовлению керамических деталей для украшения колонн,
пилястр и карнизов уже существующей культовой архитектуры. Детали получились
удачными. Для пробы ими были украшены снаружи карнизы и пилястры церкви
в с. Рогачевка, близ Воронежа, к сожалению, впоследствии разрушенной.
Существовало предположение, что тогда же были украшены еще две Церкви
неподалеку от Воронежа, но следы их еще не найдены. На центральных люстрах
церкви сел Пузево и Клеповка Бутурлиновского района в 20-х гг. нашего
времени стояли аршинные, цвета слоновой кости, повитые вдоль широкой
золотой лентой декоративные свечи. По утверждению местных старожилов,
свечи эти были сделаны на воронежской фабрике Попова. |
||||||||
Оба
иконостаса были изготовлены ими на фарфоро-фаянсовом заводе известного
в России и за границей русского промышленника М. С. Кузнецова, получившего
в 1902 г. звание придворного поставщика. По договоренности Попова с обрусевшим
немцем Горном, продававшим нашу огнеупорную глину за границу, для изготовления
иконостасов воронежская компания "Горн и К"" отправила
на завод М. С. Кузнецова латненские и сгрелицкие огнеупорные глины высокого
сорта "Прима". Иконостасы получились на славу, как удавались
до сего времени великолепные изразцы. В селах Воронежской губернии и в
самом г. Воронеже были многочисленные художники-керамисты, к сожалению,
позже забытые. Они мастерски и искренне умели передать в своих творениях,
а вернее, в их характерном художественном обобщении, все то, что получили
по наследству от своих предков, и то, что сами постоянно видели в деревенской
и городской жизни. И в форме, и в декоре, несмотря на постоянное пренебрежение
к их искусству, и даже давление власть имущих, они старались творить самостоятельно,
не подражая. Эти зачастую малограмотные и даже неграмотные мастера-художники
в своем творчестве исходили из принципа простоты. В их понимании истинно
красивое должно быть предельно простым. Понятие и видение красоты, как
видно, были заложены в них самой природой и тонко чувствовались ими. Несмотря на высокие художественные достоинства обоих иконостасов, они то ли по экономическим, то ли по каким-то другим соображениям Московской епархии не были запущены в серийное производство. Некоторое время в народе ходили упорные слухи, будто один из них был продан во Францию, а другой в Англию и для них там были выстроены русские церкви, сохранившиеся до сегодняшнего дня. Слухи требуют основательной проверки. Несколько деталей этих иконостасов, сохранившихся в Воронежском областном краеведческом музее, представляют собой высокохудожественные произведения керамического искусства и стоят в одном ряду с известными работами великих мастеров зарубежных стран. Сохранившиеся в небольшом количестве образцы работ воронежских художников-керамистов, работавших на фабрике Попова, свидетельствуют о самобытности их художественной системы, об их поэтичности и декоративности. Хотя каждая отдельно взятая деталь не несет в себе прямого отражения конкретной действительности, ее образный строй, художественная форма абсолютно оптимистичны. Сами же композиционные решения и формы яркие, торжественно-праздничные, жизнеутверждающие, а краски их доставляют человеку огромное наслаждение. |
||||||||
на главную | назад | далее |