Отсутствие
формализма, душевная приподнятость, простота подачи и оптимистический
настрой говорят и о характере самих воронежских керамистов. И
в радости, и в горе они, как и все русские люди, обращались к
окружающей действительности, талантливо отображая ее в своем художественном
творчестве; и это хорошо прослеживается на образцах. В искусстве
керамики эти художники не искали героев своих произведений на
стороне, они были рядом в народе, его делах, в окружающей природе.
Их искусство служило не правящему классу, а русскому народу, у
которого всегда было высоко развито чувство национальной культуры,
которое и по сей день способствует воспитанию у молодого поколения
патриотических чувств. Воронежская изразцовая фабрика просуществовала
200 лет.
|
|
Трудно подсчитать, сколько она выпустила художественных изразцов
и гладкого глазурованного кафеля. Ясно лишь одно: печей и каминов,
облицованных лзразцами и кафелем ее изготовления, и в самой Воронежской
губернии, и во многих других было много. После Великой Отечественной
войны в разрушенном фашистами Воронеже еще имелось около десяти
таких печей и каминов. До недавнего времени были целы камины в доме
по ул. Среднемосковской, в доме 12 по ул. Кирова, где до 1978 г.
размещалось Областное общество охраны памятников истории и культуры,
а также в доме бывшего воронежского купца и предпринимателя Клочкова
по ул. Пушкинской, 27. Все
эти дома и камины не сохранились. Разрушены камины в с. Айдарово
Рамонско-го района в семикомнатном доме,принадлежавшем когда- |
Придверные
колонны в комнате сказок Дома пионеров г. Воронежа. Сделаны из латненских
огнеупорных глин. Расписаны масляными красками художником П. Д.
Пономаревым |
то известному помещику Веневитинову и в доме бывшего купца Клочкова
на территории нынешнего совхоза лекарственных растений в Новоусманском
районе.
Какова бы ни была судьба керамических изделий завода Кудряшовых
и фабрики Поповых, они в течение двух веков приобрели совершенно
особый и в то же время национальный характер и в конце концов достигли
высокого художественного, эстетического и технического качества.
Но перешагнуть грань кустарного крестьянского производства фабрика
не смогла, поскольку в России распространилась широко развитая сеть
заводов фабрик по производству фарфора, фаянса и майолики Конкурировать
с ними у предприятия не было возможности. |
|
Несмотря
на неблагопиятные условия, за два века работы неизвестные нам русские
керамических, а вернее, гончарных дел мастера воронежской фабрики
создали оригинальный тип местного художественного фаянса и майолики
из латненских и стрелицких огнеупорных беложгущихся глин. Это относится
как к изразцам, так и к улучшенной посуде, игрушкам-копилкам, декоративным
свечам, фигуркам и многому другому. Впервые в истории Воронежа мастера
керамики разрешили далеко не легкую задачу удачного сочетания формы
и декора местной традиционной крестьянской гончарной посуды не только
с живописью керамическими красками, но и со скульптурой в виде лепного
и формованного рельефного орнамента, который строился на простейших
ритмах русской традиционной основы. Некоторая суровость и относительная
скупость форм, кажущаяся пестрота сильных и чистых керамических
красок также были рождены не механическим копированием древне-славянских,
а затем и русских |
|
Копилка
для золотых монет. Изготовлена на изразцовой фабрике Поповых в Воронеже
из стрелицких и латненских глин. Собрание П. Д. Пономарева |
Фаянсовая
тарелка. Сделана русскими мастерами в керамической мастерской "Товарищества
В. П. Гоон и К°" из стрелицкнх и латненских глин. Воронежский
областной краеведческий музей |
образцов,
а большим художественным чувством декоративности традиционного материала
и национального духа времени. Следует отметить и тот факт, что работы
неизвестных нам воронежских керамистов, вне всякого сомнения, в
какой-то мере послужили основой для дальнейшего творческого развития
новых современных поколений художников-керамистов. |
Искусство
керамики в послевоенные годы
|
С
1920 г. до конца Великой Отечевственной войны развитие художественной
керамики в Воронеже, несмотря на изобилие великолепных глин, прекратилось.
В мае 1947 г. по просьбе Воронежского горкома партии и управления
промысловой кооперации автор этих строк организовал при облпромсоюзе
(ул. Никитинская, 39) артель "Керамика". Ему же было поручено
художественное руководство артелью и подготовка кадров. По объявлению
набрали около 200 человек-молодежи, инвалидов войны и пенсионеров.
В течение двух с половиной месяцев форсировали изучение всех разновидностей
керамического дела. Занимались в разрушенном сыром подвале по 12,
а то и 16 часов в сутки без выходных. Детям нашей страны крайне
нужна была игрушка, фабрики страны ее еще не вырабатывали, шел послевоенный
восстановительный период. Возродив утерянные и забытые традиции
керамического искусства, артель начала изготовлять 163 вида различных
игрушек. Как и встарь, они делались из латненской огнеупорной глины.
Игрушки отражали окружающий детский мир и сказочные сюжеты: овечки
с ягнятами, лошадки, коровы с телятами, куры, гуси, утки с утятами,
дикие животные и птицы, персонажи из русских сказок и былин, головки
малышей, которые можно было подшивать к туловищам тряпичных кукол,
пупсики и многое другое. Как и на фабрике Попова, 40 художников
расписывали игрушки масляными красками и эмалями. По запросам торгующих
организаций изделия рассылались по всей стране: во Владивосток,
Хабаровск, города Сибири, Калининград, Харьков; продавались они
в Воронежской и близлежащих областях. В артели "Керамика"
были изготовлены политые цветными глазурями и украшенные традиционным
воронежским орнаментом блоки для входных арок Воронежского и Курского
павильонов. ВДНХ в Москве. П.Д. Пономарев изготовил две украшенные
рельефным цветным орнаментом придверные колонны для комнаты сказок
областного Дома пионеров по ул. Карла Маркса. Они сохранились и
поныне. |
|
Давняя
замечательная традиция художественной керамики не могла быть утеряна.
Уже в 1948 г. в еще не освободившемся от руин Воронеже началось
строительство большого керамического завода государственного значения.
Через короткое время он стал выпускать техническую керамику из фаянсовой
массы для внутренней облицовки общественных и частных интерьеров.
|
|
Карачунская
керамика
|
Рамонская
керамика
|
Для ее
изготовления использовалось местное сырье. На новом этапе стали
развиваться художественные традиции изразцовой фабрики Поповых.
Керамика получилась великолепная: гладкая, как кафель, и орнаментированная,
как изразцы. При заводе и сейчас работает небольшой цех по изготовлению
из той же фаянсовой пассы посуды, сувениров, декоративных фигурок.
Техническая и художественная продукция завода известна как у нас
в стране, так и за рубежом. |
|
В Воронежском
творческо-производственном комбинате Художественного фонда работают
художники декоративно-прикладного искусства Н. Ф. Суварков, Н.
В. Козачек, В. Т. Меринов, В. В. Коровников и В. Д. Клепинин.
Они постепенно обретают собственное художественное лицо, освобождаясь
от элементов эклектизма и подражания западной авангардистской
моде.
В 60-е гг. Управлением местной промышленности Воронежской области
была построена фабрика художественной керамики в районном центре
Рамонь.
|
Здесь
работают художники-керамисты супруги Сергей и Ирина Муравьевы. Они
старательно и любовно изучают формы и орнаментацию воронежской древней
керамики и традиции русского народного искусства Воронежского края.
В своем творчестве Муравьевы исходят из того, что основой и ведущей
идеей в русском народном искусстве и в керамическом в частности
были духовная красота человека, красота родной природы и подвиг
человека во имя Родины. Увлеченно занимаясь изучением славянского
орнамента, усвоенного жителями нашей области, они сделали вывод
о |
|
|
необычайной
устойчивости в нем древних русских символических знаков, которые
зарождались на протяжении столетий, но в произведениях орнаментального
искусства до последнего времени они зачастую находятся рядом. В
орнамент вводились все новые и новые элементы и даже современные,
но древние символы сохранились в народном декоративном узоре с забытых
времен и в своем длительном историческом бытии не раз служили тематической
основой, которая и легко воспринималась, и вбирала в себя новые
недекоративные отображения явлений и событий. |
Тот факт,
что длинный ряд древних символических изображений в крестьянском
искусстве дожил до нашего времени, говорит о непрерывности их
исторического и художественного бытия. Они не исчезли, не утерялись,
их не смогли вытеснить никакие влияния других культур, более того,
эти влияния ассимилировались в них. В своем творчестве Муравьевы
исходят из того, что уже древний гончар-художник в своих изделиях
воплощал не мелкие житейские события, а идеи, прибегая для этого
к ритмическим построениям символических знаков. К унаследованным
от своего народа художественным идеалам художники прибавляют свои,
современные. Постигая нравственные истины, выработанные нашими
далекими и близкими предками, они обогащают их нравственными ценностями
нашего времени.Искусство художественной керамики в Воронежском
крае составляет яркую и поучительную страницу его истории. Однако
для ее изучения, пропаганды лучших традиций, образцов искусства
и имен художников-мастеров делается пока мало. Эту работу должны
выполнять прежде всего музеи г. Воронежа и Воронежской области.
Им необходимо более активно заниматься собиранием высокохудожественных
образцов народного искусства, оборудовать специальные залы для
постоянно действующих экспозиций керамических изделий, развернуть
лекционную пропаганду этого вида народного изобразительного богатства.
Хорошо поставленная и правильно организованная пропаганда одной
из важнейших областей истории местной культуры будет стимулом
дальнейшего творческого роста и художников-керамистов, и вообще
мастеров современного декоративно-прикладного искусства.
|
|